+7 (991) 131-71-01
info@rossi-ceramics.ru
(запрещено в РФ)

Роспись по фарфору

Created with Sketch.

Рассмотрев в наших прошлых материалах разные коллекции тарелок, обсудив современные тренды использования цветной глазури, необходимо так же упомянуть и роспись по фарфору, в частности, подглазурную и надглазурную.

Этапы создания фарфоровой посуды и технологический процесс сами по себе довольно сложные и трудоемкие. Но подглазурная роспись не только усложняет этот процесс, но и способна сделать из посуды произведение искусства и абсолютно уникальный предмет.

Вкратце упомянем, что существует не так уж много технологий украшать посуду узорами, цветами и рисунками. Относительно недорогими техниками считаются деколь, шелкография и надглазурная роспись. В двух первых случаях речь идет, по сути, о готовой картинке, которая просто правильно наносится на посуду, обрабатывается согласно технологии и получается готовое украшенное изделие.

Подглазурная роспись

В подглазурной технике рисунок наносится краской на поверхность фарфора, прошедшего только первый обжиг. Иногда говорят, что узор наносят на полусырую или сырую фактуру. Вторым этапом изделие из фарфора проходит стадию высокотемпературного обжига. В те времена, когда в Европу стали завозиться сине-белый фарфор из Китая, а мануфактуры Европы только пробовали технику росписи по фарфору – использовались составы краски на основе кобальта. Именно после обжига такая краска давала красивые яркие оттенки синего цвета, который хорошо всем известен как cobalt blue.

По мере развития технологий и мастерства, стали появляться другие краски, которые выдерживали высокотемпературный обжиг и тогда уже стали появляться изделия менее контрастных, чем кобальт, оттенков. Возможности расширения палитры красок позволили мастерам рисовать самые разные сюжеты.

В настоящее время есть, как минимум, два способа подглазурной росписи. На совсем сырой материал, и второй, на предварительно прошедший первый обжиг.

Краски-растворы наносят на необожженную поверхность изделия с помощью тонких кистей, пера и т.п.

По сырому материалу узор наносят в основном водными растворами солей тяжелых металлов, такая краска почти бесцветна и ее цвет проявится только во время обжига. Иногда, чтобы облегчить работу художника добавляют немного красителей другого состава, которые видны во время нанесения и не видны после обжига. На изделии будут только те цвета, которые соответствуют водным растворам и краскам на основе солей металла.

Так же были освоены технологии, когда подглазурная роспись выполняется с помощью более ярких пигментов и красителей.
Современная палитра пигментов включает в себя практически все необходимые для создания рисунка цвета. Бирюзовые, хром-бирюзовые, голубые пигменты, желтые, зеленые, коричневые, красные, оранжевые, розовые, малиновые, синие, фиолетовые, серые, черные, белые пигменты и т.д.

Так же существуют пастели, карандаши подглазурные и майоликовые краски – из названий понятно, что такие краски чаще используют для росписи посуды в средиземноморском и этническом стиле.

Чтобы добиться эффекта акварельных рисунков на фарфоре или керамике, или наоборот графичного акрилового рисунка, необходимо использовать краски разной интенсивности, работать с разным количеством слоев, использовать разные глазурные покрытия и температуру обжига.

Поэтому, подглазурная роспись по-прежнему довольно сложный и не массовый продукт. Кроме того, что краски могут менять свои оттенки при высоких температурах, конечный результат очень зависит от мастерства художника, его вкуса и навыков.

Чем отличаются изделия массмаркета от уникальных изделий ручной работы? Многократно повторяющийся узор на всей продукции, которую выпускает поточное производство. Огромное количество продающихся по низкой цене изделий. Обесценивание художественного вкуса, бездумное тиражирование рисунка, узора и цвета – все это лишает изделие и того, кто им пользуется, какого-либо индивидуального стиля.

Если потребности в утилитарном использовании предметов уже удовлетворены, и появляется желание использовать персонализированный фарфор, изделия, расписанные вручную, краски и оттенки, подобранные в соответствии с вашим вкусом и окружающим интерьером – то мы поможем исполнить его.

Надглазурная роспись

Надглазурная роспись фарфора считается более простой относительно подглазурной. Соответственно, и цена расписанного таким образом фарфора является более доступной. Краски при такой технике наносятся на уже глазурованное изделие.
Существуют два распространенных варианта.

Первый — когда краски и узор наносят уже на слой эмали. После этого достаточно обжига при температурах до 700-1000 градусов. Такой температурный режим позволяет использовать большую палитру красок по более низкой стоимости, потому что и требований к таким краскам немного меньше. При этом узор не всегда растворяется в поверхности полностью, узор может быть чуть выпуклым над поверхностью и более чувствительным к механическому повреждению.

Для того чтобы получить более долговечный рисунок, используют второй метод. Когда краску тоже наносят на подготовленную глазурь, но обжигают при этом при более высоких температурах. Температуры выше 1200 градусов позволяют иметь на выходе более устойчивое к внешнему воздействию изображение, за счет того, что происходит более сильное сцепление краски и глазури.

Благодаря такой технике можно брендировать посуду своим логотипом или названием. Также украшать посуду серебром или золотом. В целом надглазурная роспись фарфоровых изделий помогает создавать менее дорогие по себестоимости изделия, с большими широкими возможностями по цвету, рисунку, стилю.